Коучинг эмоциональной компетентности
«Как можно научиться управлять собственными эмоциями?», «Почему меня не понимают мои подчиненные?», «Как быть с проявлениями чувств перед сотрудниками, чтобы это не восприняли за слабость?», «Можно ли научиться строить продуктивные и комфортные взаимоотношения в коллективе?», «Каким образом говорить «нет», не обижая других людей?»
Оказывает ли эмоциональный интеллект влияние на профессиональную успешность?
Однозначно, да. Усиливая свой EQ, мы высвобождаем очень мощный ресурс повышения продуктивности. По результатам исследований именно эмоциональная компетентность лежит в основе многих управленческих функций. Мотивация и самомотивация, формирование команды, принятие решений и постановка задач, развитие персонала и другие навыки руководителя напрямую зависят от уровня эмоционального интеллекта. Когда менеджер это осознает, большая часть пути к эмоциональной компетентности пройдена. И все же остается главная задача, какими методами можно улучшить свой EQ?
Предлагаю сегодня рассмотреть коучинговый подход, который можно считать наиболее результативным и современным. Вся предложенная методология – это мои практические наработки в русле организационного коучинга, базой для которых послужила теория основоположников теории эмоционального интеллекта.
4 навыка EQ и методы их развития
Отправной точкой в усовершенствовании эмоциональной компетентности является понимание структуры EQ. Что это знание дает в коучинге? Во-первых, понимание какой именно навык является проблемным звеном. Во-вторых, какая стратегия взаимодействия даст наилучший результат для коучи.
Показательной схемой структуры эмоционального интеллекта является матрица Бредбери-Гриввза:
Самовосприятие |
Управление собой |
Социальная восприимчивость |
Управление отношениями |
Самовосприятие – это способность понимать и различать собственные эмоции. А также, осознавать, с какими факторами связано их проявление.
Развитие навыка самовосприятия является основополагающим в цепочке развития навыков EQ. Логика такова, что только научившись понимать себя, руководитель сможет понимать, что происходит с другими людьми и выстраивать с ними эффективные отношения.
Достаточно сложно прорабатывать данный навык, так как в коучинговое взаимодействие активно подключается самоанализ со стороны коучи и анализ со стороны коуча. Это кропотливая работа, возможно длительная.
Основными инструментами для развития данного навыка являются «Дневник эмоций», «Матрица эмоций и чувств», «Колесо эффективности».
«Дневник эмоций» поможет менеджеру фиксировать свои эмоциональные реакции на различные события. И таким образом отследить те из них, которые чаще всего «включают» неконструктивные эмоции и чувства. Вести его можно как в отдельном блокноте вручную, так и в электронном виде, разработав таблицу. Отражайте в нем день недели, время, эмоцию и событие, которое ее вызвало. Фиксируйте все негативные проявления, например, в течение нескольких недель, а затем проанализируйте результат. Скорее всего, итогом будет запрос на коучинговую проработку 2-3 наиболее проблемных точек.
Управление собой означает способность управлять своими эмоциональными реакциями на события и действия окружающих. Людей, у которых хорошо развит данный компонент EQ отличает гибкость и позитивность поведения, хорошая ориентация в ситуациях неопределенности.
В коучинговой работе на данном этапе присутствуют методы анализа и моделирования. Проработав навык самовосприятия, менеджер уже знает точно, какие ситуации, поведение и действия могут вызвать у него негативные эмоции. И, подключив моделирование, систематически создает новые, более приемлемые реакции.
Методики, с помощью которых можно продвинуть данный навык: «Time Out», балансная модель Н. Пезешкиана, психологическая перезагрузка, «Фотография противоположности», «Глубокое дыхание».
Психологическую перезагрузку необходимо планировать также, как и другие виды деятельности. Наилучший результат дает перезагрузка, встроенная в рабочий график. Какие способы психологической перезагрузки применять каждый решает самостоятельно, исходя из личных предпочтений: занятия спортом, йога, прогулки по близлежащему парку. Можно также приобрести такой «антистресс» как настольный японский сад.
Социальная восприимчивость или способность понимать и различать эмоции других людей. Прорабатывая данный навык, необходимо наблюдать за проявлением эмоций окружающих в разных ситуациях, за их языком тела и тоном голоса. Очень важно при этом самому оставаться в осознанном состоянии, помочь этому может отключение «внутреннего диалога».
В коучинговое взаимодействие, соотвествено, включаем наблюдение, интерпретацию, анализ. Инструменты проработки навыка социальной восприимчивости – это «3 стула», «Протокол», просмотр и анализ тематических фильмов.
Анализ фильмов является одним из наилучших инструментов развития социальной восприимчивости. Практикуйтесь распознавать эмоции героев фильма, это так же полезно, как наблюдать за людьми в реальной жизни. Отслеживайте эмоциональные реакции, выявляйте причины эмоций героев, ищите подсказки в языке тела и тоне голоса. Просматривайте фильмы несколько раз, чтобы научиться улавливать самые мелкие детали и не очень очевидные вещи. Делайте пометки для анализа, сверяйте свои открытия с «Матрицей эмоций и чувств».
Управление отношениями – последний квадрант матрицы и заключительный шаг в алгоритме данного коучингового взаимодействия. Естественно, что он напрямую связан с тем, насколько успешно были пройдены предыдущие три квадранта. Если человек научился понимать собственные эмоции, ему гораздо легче будет создавать комфортные и продуктивные границы общения. Управляя своими эмоциональными реакциями и различая эмоции окружающих, можно значительно снизить уровень стресса, и соответственно конфликтов.
И вот уже на базе этих навыков строятся наиболее результативные и доверительные отношения.
Обратная связь (как входящая, так и исходящая), политика «открытых дверей», объяснение решений, работа с признанием – основные методы развития четвертого навыка EQ.
Обратную связь эффективнее предоставлять в коучинговом стиле. Последовательность этапов – установление контакта и договоренность о рамках встречи, постановка цели, поиск ресурсов и возможностей для достижения цели, планирование и тайминг, определение точек контроля. Чтобы обратная связь была результативной и поддерживающей, менеджеру необходимо подключать все четыре навыка EQ.
Рамка действий по повышению эмоциональной компетентности
Какие факторы ещё необходимо учесть? При подготовке к коучингу эмоциональной компетентности, коучу нужно выстроить рамку взаимодействия с коучи. С помощью такой рамки коуч и коучи постоянно держат в фокусе внимания результат. А это и есть основная цель их совместной работы. Хочу поделиться своим алгоритмом структурирования данного процесса. Описанная рамка подойдет также и для других коучинговых программ.
Алгоритм работы коуча по развитию навыков EQ:
1. Замер точки входа. Необходимо понимать, с какого уровня стартуем, чтобы в итоге померить результат. Инструменты – тесты, интервью, анализ.
Если коуч не является профессионалом в проведении оценочных мероприятий, проведение этапов 1 и 4 лучше делегировать специалистам. В организации к совместной работе привлекают также hr-менеджеров
2. Генерация развивающих назначений и инструментов. Коучинг. Очень важный этап, в ходе которого важно правильно подобрать инструментарий, т.н. тематические упражнения (мой вариант – развивающие назначения). От точности выбора во многом будет зависеть результат коучинга. Инструменты – методологические навыки коуча и его креативность
3. Анализ и корректировка. Чтобы достичь нужного результата, необходимо сверять данные в ходе пути. Периодически проводите анализ промежуточных достижений и если нужно, меняйте инструменты.
Начинающим коучам на этапе 3 советую также привлекать супервизоров для получения обратной связи
4. Замер точки выхода. По окончании цикла коуч-сессий необходимо измерить результат, именно он и является главным маркером успешности коучинга.
Обязательное условие данного замера – инструменты аналогичные тем, что использовались на этапе 1. Иначе, замер будет некорректным и ничего не даст в плане оценки достижения целей
5. Посткоучинг. Работа по повышению уровня EQ не должна заканчиваться с уходом коуча. Необходимо запланировать мероприятия, которые помогут продвигать запрос в дальнейшем, на более высокий уровень. А также, помогут справляться с новыми вызовами профессиональной деятельности
Эмоциональная компетентность работает по законам регулярных тренировок. Это означает, что необходимо периодически поднимать и прорабатывать данную тему. И по ходу работы над повышением своего EQ будет заметно, как повысится личная эффективность, станут гармоничными отношения с окружающими людьми, повысится качество жизни в целом.
Хочется напомнить также, что коучинг работает и дает результаты только в случае активных действий. Не откладывайте полученную информацию в «долгий ящик». Хорошей вам тренировки!
Наталия Романенко, организационный коуч, президент ECF Ukraine
Опубликовано: "Управление персоналом - Украина", № 4 (223), 2012