Усовершенствование личного коучинга с помощью супервизии - ч.2
Продолжение. Начало можно прочесть тут >>>Предварительный обзор
Прежде чем выносить кейс на супервизию, супервизуемый обычно прослушивает его запись и выделяет ключевые моменты (определяет, что упущено, чего не хватает и что получилось особенно хорошо). Затем, отобранные фрагменты проигрываются в записи еще несколько раз с использованием максимально возможного набора концепций ТА. Т.е., сначала запись прослушивается с точки зрения эго-состояний, затем, - на предмет «поглаживаний», с позиции возможных игр и т.д. После этой процедуры уже можно самостоятельно разобраться в происходящем и определить для себя новые варианты ситуаций. Так что у супервизора можно будет получить только либо подтверждение, либо опровержение своих выводов. Однако бывают случаи, когда необходима и более детальная информация со стороны супервизора для полного понимания процесса.
Такой предварительный анализ может использоваться с применением различных методов. НЛП предлагает множество концепций, которые могут применяться. Так, супервизуемый может начать с прослушивания записи (просмотра видео) с точки зрения репрезентативных систем, а затем прослушать (просмотреть) снова для определения суб-модальностей. Также, фокус можно сместить на соответствие и несоответствие языковых моделей, применяя Мета модель, а затем модель Милтона (возможно также последовательное чередование). После этого можно опять прослушать запись для выявления метапрограмм; затем – неврологических уровней и т.д.
Форматы
Самый распространенный формат для супервизии – это индивидуальная работа между супервизором и супервизуемым. Если супервизия происходит в группе, то другие просто наблюдают за процессом, не принимая в нем участия. Они также могут отслеживать свои собственные возможные реакции и анализировать их. Это очень действенный способ изучения чего-либо, поскольку есть возможность отследить свои проблемные зоны.
Супервизия также может проводиться и для группы супервизуемых. Такой вариант подходит супервизуемых с опытом. Человек, который хочет пройти супервизию, сообщает группе, что именно он хочет получить на выходе и каждый из участников группы либо соглашается работать в рамках этой договоренности, либо остается просто в качестве слушателя.
Другой вариант – каскад: один человек проводит супервизию для супервизуемого, затем он сам получает супервизию от кого-то другого и так далее. Такой метод является очень эффективным для определения любых параллельных процессов.
И индивидуальная, и групповая, и каскадная супервизия могут проходить как в присутствии квалифицированного супервизора, так и без него.
Супервизия ТА обычно проводится:
- по крайней мере одним супервизором, который работает с супервизуемым в течении определенного периода времени (несколько лет при подготовке к получению сертификата аналитика). В этом случае супервизор имеет возможность определить основные ключевые моменты, влияющие на работу коуча/ментора.
- различными супервизорами, каждый из которых может проводить индивидуальные сессии супервизии. В этом случае у супервизуемого есть преимущество, поскольку он получает обратную связь от различных источников и под разными углами восприятия.
Существуют квалифицированные супервизоры с опытом работы в областях: организационной, образовательной, психологического консультирования, саморазвития и прочих подобных сферах, используемых в коучинге/менторстве. Можно также воспользоваться услугами супервизоров-психотерапевтов ТА, если это направление для вас актуально. Есть также квалифицированные супервизоры в области психологических консультаций, прошедшие подготовку в Британской ассоциации психологического консультирования и психотерапии и супервизоры, которые работают с подходами, отличными от ТА (Совет психотерапии Великобритании).
Поскольку супервизия является все еще новой концепцией в областях, связанных с социальными услугами/помощью, вы можете выбрать вариант работы с человеком, который еще не получил квалификацию ни по одному из обозначенных выше направлений. В этом случае, нижеперечисленные критерии по выбору супервизора могут оказаться для вас полезными:
- опыт работы коучем/ментором;
- опыт прохождения супервизии в качестве супервизуемого;
- опыт проведения супервизии в качестве супервизора (не обязательно коуча/ментора);
- хорошее знание теоретической базы своей практической деятельности;
- знание теоретической части супервизии;
- понимание контекста, в котором работает коуч/ментор (супервизуемый);
- осознание влияния ценностей, убеждений, предположений супервизора, (коуча/ментора) в его практической деятельности;
- принятие разнообразия форм проявлений и внимательное отношение к потенциальным преимуществам и ловушкам;
- способность к самоорганизации (к этому, прежде всего, надо будет стимулировать супервизуемого);
- желание следовать соответствующему этическому кодексу и профессиональным нормам (даже если супервизор не является членом организации - носителя кодекса);
- отсутствие двойственности ролей (т.е. супервизор не является прямым руководителем, бизнес партнером супервизуемого);
- в случае проведения супервизии для коллег, отсутствие двойственных ролей, которые могли бы повлиять на процесс супервизии (например, лучше быть коллегами по работе или бизнес партнерами, чем быть студентами одного курса).
- вы получите больше пользы от регулярно повторяющихся супервизий или от супервизий по свободному графику? Вы хотите спланировать проведение супервизии каждый месяц или, например, по часу супервизии на каждые 12 часов работы с клиентами?
- нужен ли вам график супервизий, запланированных минимальное количество раз в год (скажем, раз в квартал). Будете ли вы придерживаться этого графика, даже если опыт вашей работы коучем/ментором небольшой?