+38(044) 234 0994
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

г. Киев,
ул. Шота Руставели, 39/41
13й этаж

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ КОУЧИНГА И ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Усовершенствование личного коучинга с помощью супервизии - ч.2

Продолжение. Начало можно прочесть тут >>>

Предварительный обзор


Прежде чем выносить кейс на супервизию, супервизуемый обычно прослушивает его запись и выделяет ключевые моменты (определяет, что упущено, чего не хватает и что получилось особенно хорошо). Затем, отобранные фрагменты проигрываются в записи еще несколько раз с использованием максимально возможного набора концепций ТА. Т.е., сначала запись прослушивается с точки зрения эго-состояний, затем, - на предмет «поглаживаний», с позиции возможных игр и т.д. После этой процедуры уже можно самостоятельно разобраться в происходящем и определить для себя новые варианты ситуаций. Так что у супервизора можно будет получить только либо подтверждение, либо опровержение своих выводов. Однако бывают случаи, когда необходима и более детальная информация со стороны супервизора для полного понимания процесса.

Такой предварительный анализ может использоваться с применением различных методов. НЛП предлагает множество концепций, которые могут применяться. Так, супервизуемый может начать с прослушивания записи (просмотра видео) с точки зрения репрезентативных систем, а затем прослушать (просмотреть) снова для определения суб-модальностей. Также, фокус можно сместить на соответствие и несоответствие языковых моделей, применяя Мета модель, а затем модель Милтона (возможно также последовательное чередование). После этого можно опять прослушать запись для выявления метапрограмм; затем – неврологических уровней и т.д.

Форматы

Самый распространенный формат для супервизии – это индивидуальная работа между супервизором и супервизуемым. Если супервизия происходит в группе, то другие просто наблюдают за процессом, не принимая в нем участия. Они также могут отслеживать свои собственные возможные реакции и анализировать их. Это очень действенный способ изучения чего-либо, поскольку есть возможность отследить свои проблемные зоны.

Супервизия также может проводиться и для группы супервизуемых. Такой вариант подходит супервизуемых с опытом. Человек, который хочет пройти супервизию, сообщает группе, что именно он хочет получить на выходе и каждый из участников группы либо соглашается работать в рамках этой договоренности, либо остается просто в качестве слушателя.

Другой вариант – каскад: один человек проводит супервизию для супервизуемого, затем он сам получает супервизию от кого-то другого и так далее. Такой метод является очень эффективным для определения любых параллельных процессов.

И индивидуальная, и групповая, и каскадная супервизия могут проходить как в присутствии квалифицированного супервизора, так и без него.

Супервизия ТА обычно проводится:
  • по крайней мере одним супервизором, который работает с супервизуемым в течении определенного периода времени (несколько лет при подготовке к получению сертификата аналитика). В этом случае супервизор имеет возможность определить основные ключевые моменты, влияющие на работу коуча/ментора.
  • различными супервизорами, каждый из которых может проводить индивидуальные сессии супервизии. В этом случае у супервизуемого есть преимущество, поскольку он получает обратную связь от различных источников и под разными углами восприятия.
Выбор супервизора

Существуют квалифицированные супервизоры с опытом работы в областях: организационной, образовательной, психологического консультирования, саморазвития и прочих подобных сферах, используемых в коучинге/менторстве. Можно также воспользоваться услугами супервизоров-психотерапевтов ТА, если это направление для вас актуально. Есть также квалифицированные супервизоры в области психологических консультаций, прошедшие подготовку в Британской ассоциации психологического консультирования и психотерапии и супервизоры, которые работают с подходами, отличными от ТА (Совет психотерапии Великобритании).

Поскольку супервизия является все еще новой концепцией в областях, связанных с социальными услугами/помощью, вы можете выбрать вариант работы с человеком, который еще не получил квалификацию ни по одному из обозначенных выше направлений. В этом случае, нижеперечисленные критерии по выбору супервизора могут оказаться для вас полезными:
  • опыт работы коучем/ментором;
  • опыт прохождения супервизии в качестве супервизуемого;
  • опыт проведения супервизии в качестве супервизора (не обязательно коуча/ментора);
  • хорошее знание теоретической базы своей практической деятельности;
  • знание теоретической части супервизии;
  • понимание контекста, в котором работает коуч/ментор (супервизуемый);
  • осознание влияния ценностей, убеждений, предположений супервизора, (коуча/ментора) в его практической деятельности;
  • принятие разнообразия форм проявлений и внимательное отношение к потенциальным преимуществам и ловушкам;
  • способность к самоорганизации (к этому, прежде всего, надо будет стимулировать супервизуемого);
  • желание следовать соответствующему этическому кодексу и профессиональным нормам (даже если супервизор не является членом организации - носителя кодекса);
  • отсутствие двойственности ролей (т.е. супервизор не является прямым руководителем, бизнес партнером супервизуемого);
  • в случае проведения супервизии для коллег, отсутствие двойственных ролей, которые могли бы повлиять на процесс супервизии (например, лучше быть коллегами по работе или бизнес партнерами, чем быть студентами одного курса).
Вам также необходимо будет определить для себя то, насколько часто вы хотите встречаться с супервизором (-ами). Различные организации предлагают специальные руководства для психологических консультантов и психиатров. Для вас они станут полезны в том случае, если вы работаете с серьезными психологическими/психопатологическими вопросами. В качестве рекомендации, предлагаю, чтобы вы определили для себя следующее:
  • вы получите больше пользы от регулярно повторяющихся супервизий или от супервизий по свободному графику? Вы хотите спланировать проведение супервизии каждый месяц или, например, по часу супервизии на каждые 12 часов работы с клиентами?
  • нужен ли вам график супервизий, запланированных минимальное количество раз в год (скажем, раз в квартал). Будете ли вы придерживаться этого графика, даже если опыт вашей работы коучем/ментором небольшой?