+38(044) 234 0994
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

г. Киев,
ул. Шота Руставели, 39/41
13й этаж

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ КОУЧИНГА И ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Технологии РОСТа

В современных  организациях коучинг -  это уже не только модный, но и необходимый инструмент личного и профессионального развития персонала.  Такая тенденция обусловлена тем, что коучинг дает возможность значительно повысить эффективность сотрудников компании, раскрывая их потенциал и неиспользованные ранее возможности.

По результатам  мировых исследований коучинговой практики 87%компаний используют коучинг для повышения результативности менеджеров82% - для развития лидерского потенциала60% - дляразвития спецнавыков и компетенций.

Подобной статистики по Украине пока нет, так как организационный коучинг довольно молодое направление в нашей бизнес-среде, а профессионалов не достаточно. Это сказывается на количестве и качестве коучинговой практики.

Материалы данной статьи направлены на становление коучинга как управленческой функции  и рассчитаны на менеджеров, которых интересует профессиональное развитие.

Итак,

Зачем менеджеру быть коучем?

Коучинг предоставляет менеджеру достаточно эффективный инструментарий,  не сложный в практическом использовании. Применяя коуч-технологии, руководители (и  их подчиненные) гораздо быстрее достигают поставленных целей, используя при этом меньшие ресурсы.  Коучинг вдохновляет людей на активные действия, нацеливает на достижение результата и оптимизацию процессов.

Если внедрять коучинговые инструменты системно и планомерно, управленческая деятельность станет гораздо эффективнее, так как коуч-технологиями можно усилить практически любую функцию менеджмента.

Большим плюсом являются также «побочные эффекты» коучинга – повышение ответственности и осознанности участников процесса. Разве к этому стремятся менеджеры, развивая своих подчиненных?

Виды коучинга в организации


На сегодняшний день наиболее часто встречаются такие виды корпоративного коучинга как:

Карьерный 
Командный
Проектный
Executive

Инструментарий менеджера – коуча. Модель РОСТ


В сегодняшней публикации хочу поделиться одной из основных техник бизнес-коучинга. Точнее, ее русскоязычной версией. В основе модели РОСТ лежит технология постановки эффективных вопросов GROW, разработанная одним из основоположников коучинга сэром Джоном Уитмором.

Уже с завтрашнего дня вы сможете с успехом применять ее в своей профессиональной деятельности. Например, предоставляя обратную связь подчиненным, планируя деятельность, принимая важные решения, координируя работу департамента.

Данная модель может служить рамкой  коуч-сессии и это поможет вам структурировать свою беседу с коучи (или другим партнером встречи). По времени такая сессия длится от тридцати минут и до нескольких часов, в зависимости от степени сложности прорабатываемого запроса. Итогом встречи будет конкретный результат, оформленный в план действий коучи, с определенными временными параметрами.

Кроме этого, модель РОСТ может быть одним из шагов вашей коуч-сессии. В этом случае не обязательно придерживаться четкого алгоритма модели. Вы можете взять из РОСТ ту ступень, которая поможет продвинуться в запросе именно сейчас. И дальше проводить сессию уже по другим моделям.

Итак, каждая из составляющих букв модели – это первая буква слова, описывающего стадию коучингового процесса.

Расстановка целей – первый шаг модели. Этот шаг очень важен, так как от правильно поставленных целей во многом зависит результат.

На этом этапе вам помогут вопросы:  «Какой цели необходимо достичь?», «Соответствует ли моя цель критериям SMART?»,  «Как я узнаю, что задача решена?», «Если проблему не решать, какие будут потери?», «Какой результат будет для меня значимым?»

Окружающая реальность. Этап направлен на подробное описание сложившейся ситуации в отношении вашей цели.  Воздержитесь от оценок происходящего, излагайте факты без интерпретаций.

«Что происходит сейчас?», «Какой эффект это оказывает?», «Какие сильные и слабые стороны сложившейся  ситуации?»,  «Какие ресурсы доступны в данный момент?» «Что ещё мне нужно для достижения результата?», «Есть ли препятствия на моем пути?» - вопросы данного этапа.

Список возможностей
. Цели поставлены, обстоятельства прояснены, переходите к генерации идей по достижению необходимого результата. На данном шаге подключайте креативность участников коучингового процесса, чтобы найти новые, нестандартные решения.  

Основные вопросы третьего шага: «Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?», «Какие есть варианты решения этой задачи?», «Какие преимущества и недостатки каждого из вариантов?», «Что положительного в минусах этого шага?», «Кто бы мог помочь в данном вопросе?»

То, что нужно сделать – последний шаг коуч-сессии, в ходе которого необходимо выбрать конкретные действия и составить план работы по достижению цели. На этом этапе также тестируется уровень мотивации и готовность реализовывать запланированное.

Стоит спросить: «Какие конкретные шаги можно записать?», «Какие препятствия могут возникнуть? Как будете их устранять?», «Что или кто будет поддерживать и мотивировать вас на пути к достижению цели?», «Удовлетворен ли я планом действий?», «Что ещё можно добавить?», «Какой шаг сделаю уже сегодня?»

При необходимости возвращайтесь на предыдущие шаги и иллюстрируйте свои слова конкретными примерами.
А также помните, качественный коучинг – это максимум вопросов и минимум рекомендаций.

Удачи и результативных тренировок!

Опубликовано: "Управление персоналом - Украина", № 3 (222), 2012
Автор - Наталья Романенко